ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870 – 1965) – русский философ
и психолог. Основатель теории интуитивизма и персонализма в России, в которой
доказывал, что знание является переживанием, сравнимым с другими переживаниями.
Д-р философии (1907), профессор Петербургского ун-та (1916). В юности увлекался
атеистическими и революционными идеями. После исключения из гимназии учился в
Берне (Швейцария). В 1891 г.
вернулся в Россию. Окончив физико-математический и историко-филологический фак-ты Петербургского ун-та (1898), был оставлен при нем для
подготовки к профессуре. В этот период (с 1898) прошел стажировку в различных
ун-тах Швейцарии и Германии, где слушал лекции В. Вундта, В. Виндельбанда, Г.
Мюллера и многих др. философов и психологов. С 1900 г. - приват-доцент
ун-та. В 1903 г.
получил степень магистра философии и в 1907 - степень д-ра философии. В 1912 г. совместно с Э.Л.
Радловым организовал издание серии непериодических сборников ("Новые идеи
в философии") и принимал участие в их редактировании. С 1916 г. - экстраординарный
профессор Петроградского ун-та. В 1921 г. как "идеалист" был уволен из
ун-та. В 1922 подвергся аресту и принудительной высылке из России. С 1922 - в
эмиграции в Чехословакии, где работал в Русском и др. ун-тах Праги, Брно и
Братиславы. Профессор Братиславского ун-та (1942). В 1920-30-х гг. принимал
активное участие в работе "Русского психиатрического кружка в Праге",
которым руководил пионер российского психоанализа Н.Е. Осипов. После смерти
Н.Е. Осипова (1934) был одним из ред. книги "Жизнь и смерть. Памяти
доктора Н.Е. Осипова" (1935, Прага) в которой опубликовал статью
"Н.Е. Осипов как философ". Впоследствии охарактеризовал философское
творчество Н.Е. Осипова в книге "История русской философии" (1951). В
1945 г.
переехал во Францию. С 1946 г.
жил и работал в США. С 1947 г.
был профессором Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Исследовал
комплекс фундаментальных проблем философии, которую понимал как "науку о
мире как целом", призванной "установить цельную, непротиворечивую
общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем". Особое
внимание уделил изучению вопросов гносеологии, онтологии, антропологии,
аксиологии, этики, эстетики, истории русской и мировой философии. Предложил
понимание интуиции как непосредственного сознания субъектом процессов
внутренней и внешней жизни. Разработал теорию гносеологической координации,
утверждавшей, что объект познания как целое скоординирован с познающей личностью
во всей целостности ее. Создал концепцию множественности субстанций. Исследовал
и развивал учение о перевоплощении. Считал, что общество "социальной
справедливости" должно основываться на различных формах собственности. В
качестве цели государства признавал обеспечение всем членам общества
материальных и духовных условий материального и духовного развития. Осуждал
попытки социальных реформаторов решать общественные проблемы одним махом.
Настаивал на целесообразности эволюционного пути развития человека и общества.
Автор книг "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма",
1903; "Обоснование интуитивизма", 1906; "Нравственная личность
Толстого", 1911; "Введение в философию", 1911; "Интуитивная
философия Бергсона", 1914; "Мир как органическое целое", 1917;
"Основные вопросы гносеологии", 1919; "Современный
витализм", 1922; "О единстве церкви. Проблемы русского религиозного
сознания", 1923; "Свобода воли", 1927; "Типы мировоззрений.
Введение в метафизику", 1931; "Чувственная, интеллектуальная и мистическая
интуиция", 1938; "Условия абсолютного добра. Основы этики",
1949; "Характер русского народа", 1957; "Воспоминания. Жизнь и
философский путь", 1968; и др.
В.И.
Овчаренко